Верующие обвинили реставраторов Шартского собора в обелении почитаемой с XVI века «черной мадонны»

Шартский собор во Франции, считающийся одним из лучших образцов французской готики, после 10-летней реставрации лишился почитаемой святыни — «черной мадонны»: образ стал светлым. Это вызвало недовольство верующих, пишет The New York Times.

Деревянная скульптура XVI века изображает Святую Марию с младенцем в образе царя и царицы небесных. Оба были черного цвета, верующие поклонялись этой святыне более 500 лет. По мнению специалистов, черными образы были не всегда, поэтому реставраторы очистили их от копоти и грязи. Однако посетителям собора это не понравилось, и они раскритиковали действия ученых.

В процессе реставрации побелела не только «черная мадонна», но и стены готического храма. Жители Шартра и паломники стали оставлять в книге посетителей записи, в которых работа реставраторов называли китчем и безвкусицей. Собор, по мнению некоторых возмущенных католиков, теперь выглядит как новодел.

Реставраторы возмущены такой «оценкой» их работы и заявляют, что вернули собору и его убранству первозданный вид: очистили от копоти свечей и каминов, а также от многовековой грязи. «Черная мадонна» изначально была белой, и это было установлено перед реставрацией.

Историк искусства средних веков, профессор Гарварда Джефри Хамбургер рассказал, что «нет никаких оснований испытывать ностальгию по грязи». Ассоциирование средневековых соборов с темным, мрачным местом — это фундаментальное заблуждение», — пояснил он. — Это не храмы меланхолии».

Реставраторы также очистили большую часть витражей, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но несколько из них оставили грязными — чтобы посетители могли увидеть контраст.

Реставрация собора продолжалась 10 лет и стала наиболее существенной реконструкцией со времени его строительства между 1994 и 1225 годами. За прошедшие 800 лет внутреннее убранство здания изменилось до неузнаваемости. Целью реставрации было не только очистить собор от грязи и копоти, но и дать понимание, как он выглядел в XIII веке. Его интерьер был создан таким образом, чтобы верующие могли видеть в нем «рай на земле». Современные же посетители, как оказалось, испытывали скорее шок, нежели благоговение.

Реставрация Шартского собора поставила, таким образом, дискуссионный вопрос о том, насколько далеко она должна простираться, о ее границах и о сочетании представлений о памятниках культуры и исторической правды.