Минюст представил суду список причин для ликвидации Конфедерации союза художников

Министерство юстиции обосновало причины своего требования ликвидировать Международную конфедерацию союзов художников (МКСХ) финансовыми нарушениями, допущенными этой организацией: неправомерной сдачей зданий в аренду, продажей картин за границу и неверной отчетностью, передает РБК, ссылаясь на поступивший в Верховный суд иск.

Под неправомерной сдачей имеется в виду договоры об аренде с Альфа-банком, фирмой «ДНК-Медиа», частным охранным предприятием «Берсерк-В» и другими компаниями. Такой способ заработка не был указан среди видов экономической деятельности организации в ЕГРЮЛ, подчеркнуло министерство в иске.

Минюст выявил нарушения с продажей картин, которые отражены в протоколах заседания исполкома МКСХ. Договоров купли-продажи по этим сделкам Минюсту найти не удалось.

По другим полотнам документы были, но решение об их продаже или покупке не отражено в протоколах заседания исполкома конфедерации. Как указано в иске, такая ситуация сложилась с приобретением картин «Хлеб с огурцом» и «Натюрморт с дыней» Алексея Жабского, «Девочки с бантиком» Леи Новоженец, а также вывозом в 2014 году 26 работ на торги Sotheby’s global и последующей продажей 11 из них.

Продажей на аукционе посвящено до сих пор не закрытое дело, заведенное Генпрокуратурой на председателя исполкома конфедерации Масута Фаткулина дело о незаконном вывозе картин из страны.

К нарушениям Минюст причислил создание галереи «СовАрт», информацию о существовании и деятельности которой конфедерация не передала в министерство.

По данным Минюста, деньги в МКСХ выплачивались по сметам в два раза большему количеству специалистов, чем указано в штатном расписании, организация не предоставила все документы о государственной регистрации учредителей конфедерации, отчетности по командировкам.

Выявил Минюст и нерегулярность проведения заседаний исполкома, утверждение финансовых документов органами МКСХ, у которых нет на это полномочий, и т.д.

Конфедерация подала недостающие документы в министерство, но ведомство сочло, что даже при наличии всех бумаг МКСХ не имеет права сдавать свое имущество в аренду. Конфедерация перевела часть договоров аренды на свои дочерние структуры, а также внесла информацию о них в ЕГРЮЛ, но министерство указало, что МКСХ — единственный учредитель этих институций и собственник сдаваемых помещений.

Чем владеет конфедерация

В организации уверены, что ситуация вокруг ликвидации создана искусственно, чтобы отнять ее имущество. «Эти нарушения незначительные, имеют очень мелкий административный характер, которые мы все исправили, но почему-то Минюст не захотел это учитывать», — заявил председатель исполкома ассоциации Масут Фаткулин Business FM.

По его словам, дело не в нарушениях, а в собственности. «Конфедерация никогда не получала никакой государственной поддержки, занимаясь культурно-просветительской деятельностью. Есть организации общественные, которые гранты получают, еще какие-то виды помощи, нам никогда ни спонсоры, ни инвесторы, ни гранты государства мы никогда не получали. За счет собственной деятельности, которая включает в себя различного рода предоставления выставочных услуг, использования собственного имущества и использования предприятий наших, которые принадлежат нам на праве собственности», — добавил он.

В собственности МКСХ, согласно его отчету за 2016 год, который приводит «Коммерсант» находятся Дом творчества, Подольский комбинат художественных материалов и московский Центральный дом художника (ЦДХ) на Крымскому валу.

Кроме того, ему принадлежат издательство «Галарт» на улице Черняховского, нежилые помещения на улицах Осташковской и Усиевича, а также дом творчества и отдыха «Сенеж» в подмосковном Солнечногорске.

Часть нежилых помещений издательства «Галарт» сдаются в аренду, для тех же целей используются помещения дирекции по эксплуатации комплекса подготовки выставок «Медведково» по адресу: улица Осташковская, 22. Подвал жилого дома на улице Усиевича, 22, который также сдается в аренду «для формирования бюджета МКСХ».

Нежилые помещения «Подольск — Арт-центра» в подмосковном Подольске используются для производства этюдников, холстов, красок и других товаров для художников. Часть помещений отведена под хранение картин, скульптур и других произведений искусства, указано в отчете.

В Минкульте пообещали сделать все, чтобы художники продолжили выставляться в ЦДХ

Независимо от решения суда Министерство культуры сделает все, чтобы российские художники продолжали выставляться на площадке Центрального дома художника (ЦДХ), заявил ТАСС первый замминистра культуры Владимир Аристархов.

«Не предвосхищая решения суда, отмечу: нам важно, чтобы российские художники сохранили за собой право выставляться на площадке ЦДХ», — заявил Аристархов.

В случае принятия решения о ликвидации конфедерации, вопросами принадлежащей организации недвижимости, в частности, ЦДХ, будет заниматься Росимущество, сказал он.

«Все мы понимаем, что в советское время все строилось не на членские взносы, а на государственные деньги. Поэтому, на мой взгляд, важно, чтобы имущество не покидало области госсобственности», — пояснил свою позицию Аристархов.

Основная цель министерства — сохранение уникальной коллекции МКСХ, которая сопоставима с собраниями, находящимися в Русском музее или Третьяковской галерее, подчеркнул он. «В этой коллекции вся история нашей советской живописи: все направления, эпохи и периоды. Всего в ней хранится около 40 тыс. работ. Наша задача — чтобы эта коллекция не покидала пределы России», — пояснил первый замминистра культуры Владимир Аристархов.

В начале нынешнего года стало известно о планах реконструкции здания, при которой были бы расширены экспозиционные помещения Третьяковской галереи. Конфедерация союзов художников распространила заявление, где реконструкция была названа направленной на «уничтожение международной организации с целью отъема ее имущества в пользу заинтересованных неустановленных лиц».

Пресс-секретарь конфедерации Юрий Подпоренко предполагает, что часть помещений конфедерации может отойти Третьяковской галерее. Комментариев от галереи пока не последовало.