Эксперты усомнились в том, что Звенигородский чин создал Андрей Рублев

Третьяковская галерея представила результаты новых исследований так называемого Звенигородского чина — одного из главных шедевров своего собрания древнерусской живописи. Авторство трех икон — «Архангел Михаил», «Христос Вседержитель», «Апостол Павел», которые традиционно считались творением Андрея Рублева, поставлено под сомнение. Впрочем, в музее призывают не делать из анализа сенсации. Как отметила директор Третьяковки Зельфира Трегулова, все выводы находятся на стадии «осторожного предположения», сообщает газета «Коммерсант».

Технико-технологические исследования Звенигородского чина в течение двух лет вели сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации. Эти иконы были атрибутированы Андрею Рублеву в монографии Игоря Грабаря 1926 года, а в поле зрения ученых впервые оказались в 1918-м. Никаких летописных или житийных свидетельств о создании этого чина не сохранилось.

Реставратор и искусствовед Софья Свердлова на недавно прошедшем круглом столе рассказала о спектре проведенных исследований — были сделаны рентгенограммы, съемки в инфракрасных лучах, макрофотографии, химические анализы.

Полученные результаты указывают на то, что автором «Христа Вседержителя» был не тот же художник, что и у «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». Причем сравнительный анализ обнаруживает «другую руку» и в случае со знаменитой «Троицей», приписываемой Рублеву. Таким образом, предполагают исследователи, над «Троицей» работал «третий мастер».

По словам Софьи Свердловой, «отличия нашли во всех слоях, как в личном, так и в доличном письме». Напрашивается гипотеза о существовании не просто «круга Андрея Рублева», как считалось до сих пор, но некоей греко-русской среды изографов того времени — художников, которые, скорее всего, общались между собой и иногда работавших сообща. Тем не менее, в Третьяковке призывают не спешить со скоропалительными заявлениями.